Время кризиса: переход из
начальной школы в среднюю
Некоторые родители,
неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают
большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе
все начнется по-настоящему. И эти родительские ожидания вольно или невольно
передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни».
Совпадение изменений
Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует
от учащихся большей самостоятельности. Однако не следует ожидать от перехода в
среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе опирается на базу
навыков и знаний, полученных в начальной школе.
Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным
периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют
о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы
временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы,
необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Часто внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических
изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве
успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе
начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле
учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.
Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт
показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие
на качество обучения в пятом классе.
Привычка к контролю
В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога, который
контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать
конфликтные ситуации с другими учителями (например, ребенок забыл физкультурную
форму, не принес альбом). Учитель начальных классов находится в тесном контакте
с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация
была записана в дневник и доведена до их сведения.
В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они должны
самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и очень
часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями. Опоздать на
урок, забыть какую-нибудь учебную принадлежность, не сделать задание — все это
становится более серьезным проступком, чем в начальной школе.
С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он
ведет, и на редких, к сожалению, классных часах. Естественно, что и родители не
могут быть в курсе всего происходящего в школе.
Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со
стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные
стороны школьной жизни.
Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной
самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и
забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети настолько привыкли к
постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно
организовать собственную школьную жизнь. Все это, естественно, ведет к снижению
успеваемости.
На первом месте - форма
С одной стороны, при переходе в среднюю школу мало что меняется: ребенка
окружают те же одноклассники, в расписании указаны в основном уже знакомые
предметы, а первые недели обучения посвящены повторению пройденного в начальной
школе.
Он продолжает приходить в то же время в то же здание, ему задают домашние
задания, так же спрашивают на уроках и ставят оценки.
Но, с другой стороны, занятия теперь проходят в новом кабинете, а часто — и в
разных кабинетах. В расписании появились названия незнакомых предметов
(ботаника, физика, история). И самое главное — каждый предмет ведет новый
учитель.
Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет
ученикам определенные требования. Например, для одного шум во время урока может
быть естественным фоном его объяснений, а другой строго наказывает за малейшее
отвлечение. Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в
соответствии с требованиями.
Следует помнить, что и учитель должен привыкнуть к классу, настроиться на
работу с ним. Многие учителя, которые берут пятый класс, до этого работали с
выпускниками — взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь также вынуждены
привыкать к тому, что их новые подопечные нуждаются в дополнительном контроле,
напоминаниях. Они могут рассуждать о серьезных вещах и терять одежду, учебники,
забывать, в каком кабинете следующий урок и как зовут их учителя.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от
одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад
успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания
учебной деятельности.
Начать с начала
Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны.
Новая учебная ситуация позволяет преодолеть сложившиеся в начальной школе
стереотипы.
Основной особенностью перехода в пятый класс, как уже говорилось, является
смена учителей. Все предметы теперь ведут разные преподаватели. И хотя это
создает определенные трудности, в то же время появление нового учителя всегда
шанс для ребенка построить свои взаимоотношения с предметом по-новому.
Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь
сначала. Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать
хорошистом и даже отличником.
Многие старшеклассники вспоминают, что именно в пятом классе у них обнаружился
интерес к тому или иному предмету, который не только способствовал повышению
качества их обучения в целом, но и помог в дальнейшей профессиональной
ориентации.
Вот пример из жизни десятиклассницы Маши, выбравшей для себя гуманитарное
направление.
Маша в начальной школе считалась слабой ученицей, часто получала тройки и
двойки. Свою учительницу побаивалась, с одноклассниками отношения у нее не
ладились. В общем, в школу ходить не любила.
Начальную школу она закончила с тройками по русскому языку, математике и
«натянутой» четверкой по чтению. На первом же уроке литературы в пятом классе
Маша что-то отвечала новой учительнице, и в конце урока та похвалила девочку и
поставила ей в дневник пятерку за урок. Маша была изумлена — она получила
пятерку, как ей казалось, ни за что. Незнакомая учительница выделила ее.
Наверное, именно с этого дня урок литературы стал любимым для Маши, она стала
больше читать, с нетерпением ждала уроков литературы. И хотя с русским языком у
Маши по-прежнему были проблемы, ей стало гораздо интереснее учиться, и из
троечницы Маша превратилась в хорошистку.
Именно возможность для ребенка начать учебную жизнь сначала и является ключевым
положительным моментом перехода в среднюю школу. Но сделать это ребенок может
только при помощи окружающих: учителей и родителей.
Причины неуспеваемости
Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество успеваемости в
пятом классе, существуют и другие, характерные не только для этого возраста.
Физиологические изменения
Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений в
организме ребенка. Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время
хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти,
внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше
времени.
Неуверенность в себе
Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях «переходит»
с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего
не выйдет, и даже не решается пробовать.
Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление
со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий.
Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в переходном возрасте.
Ребенок начинает критически относиться к себе и своим успехам, своей внешности
и способностям чего-либо достичь. У многих подростков наблюдается резкое
падение самооценки.
Помочь ребенку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и
компетентным можно, только разобравшись в их причинах.
Личные проблемы
Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами
ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того,
что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его
неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в
колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста — психолога.
Отсутствие способностей
Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся способностей, на
что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у
ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.
Отсутствие интереса
Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно.
Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или
сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно
учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может
пригодиться ему в жизни.
Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что учиться надо для общего
развития, в этом случае не годятся. Но родители могут постараться наглядно
показать ребенку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит
перед человеком задачи, требующие применения школьных знаний: например, без
таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько денег понадобится на покупку
продуктов. А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах и
энциклопедиях.
Разгадывание кроссвордов требует наличия определенных знаний на уровне школьной
программы (географии, истории, литературы). Можно попросить у ребенка помощи,
вместе с ним поискать ответ в учебниках.
Отправляясь с детьми в путешествие или просто добираясь из одного конца города
в другой, можно предложить им рассчитать скорость движения или пройденное
расстояние.
Когда кто-то из родных или знакомых собирается в путешествие, обсудите, как ему
одеться и на какой климат рассчитывать, какие традиции надо будет соблюдать.
Собственный огород или даже цветы на подоконнике — хороший практикум по
ботанике и даже генетике (в прошлом году цвели красные и белые гвоздики, а
теперь из собранных с них семян почему-то выросли розовые).
А обсуждение различных кинотрюков продемонстрирует необходимость знания
физических законов.
Общие рекомендации
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее
встретиться и обсудить это с классным руководителем.
Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое
состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей,
рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю.
Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в
поведении детей.
Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите
выход из конфликтов.
Помогите ребенку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их,
отметить какие-то особые черты.
Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к
классному руководителю.
Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в
период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к
самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить
одноклассникам и спрашивать уроки, делать часть домашних заданий на продленке.
Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание
и понимание.
Автор статьи: Марина Кравцова
|