Этот праздник у славянских народов ассоциировался с началом купального
сезона. Все, что было связано с водой, баней и купанием, нашло отражение
в этот день.
По всему северу России, и особенно в Вологодской губернии, крестьяне заготовляли в этот день банные веники на целый год.
Для этого бабы и девки после обеда запрягали лошадь и уезжали в лес
ломать молодые березовые ветки. Иногда веники делали из различных пород
лиственных деревьев и растений, тогда в каждый веник входило по ветке:
от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины и других растений.
Это ритуальные веники: одним из них пользовались в этот день в бане,
другими обряжали недавно отелившихся коров, третьи перебрасывали через
головы или бросали на крыши бани с целью узнать будущее (если веник
упадет вершиной к погосту, то бросающий умрет, а если не вершиной, то
останется жив).
На Аграфену обязательно мылись и парились в банях, используя при
этом для исцеления от болезней разные лечебные травы. Парились веником
из богородицкой травы и папоротника, иван-да-марьи и ромашки, из лютика и
полыни, мяты пахучей.
На праздник делалась обетная каша, складчиной, для нищих. В Вологодской
губернии в день святой Аграфены для нищей братии среди деревни ставили
столы с постными яствами. Нищих собиралось иногда человек до 300, и все
они ели за счет деревни.
Как на Ивана Травника, в день Аграфены Купальницы отчаянные мужики и
бабы в глухую полночь снимали с себя рубахи и до утренней зари рыли
коренья или искали в заветных местах клады. А знахари, ложась спать,
читали самодельные молитвы, как на Ивана Купалу.
Очень оригинален также обычай, наблюдаемый в окрестностях города
Кириллова. В день Аграфены Купальницы все девушки, взрослые и подростки,
ходили в своих лучших нарядах по домам и просили: «Умойте». В переводе
на обычный язык это значит — дайте что-нибудь из девичьих украшений:
серьги, ленточки, бусы и прочее.